Приветствую Вас, Гость

                Школьная библиотека и новые ФГОСы

        В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. 
       В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
       Основные сведения по введению ФГОСов размещены на официальном сайте ФГОС.  В решении задач по переходу на ФГОСы участвуют все члены образовательного процесса, в том числе и школьная библиотека.

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации ФГОСов.
Во- первых, это обеспечение учебниками ( в том числе с электронными приложениями), учебно-методической литературой, материалами в помощь образовательной программе. Библиотека должна стать информационно-библиотечным центром  с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой… 
           В задачи школьной библиотеки входит: обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям,идеям, культурным ценностям; воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
Чтобы обеспечить выполнение этих задач,  должна быть достаточно развитая материально- техническая база, позволяющая обеспечить 
доступ к информационным ресурсам Интернета; к учебной и художественной литературе; к коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой,научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.  
     Все ли библиотеки имеют такую современную базу? Наша - нет. Да, есть доступ в Интернет. Но при наличии в библиотеке одного компьютера (рабочего места библиотекаря) этого явно недостаточно.  Из множительной техники - только принтер.                 
     Библиотека должна обеспечивать информационно-методическую  деятельность участников образовательного процесса: создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам, доступ к образовательным ресурсам Интернета.
      В библиотеке должен быть фонд дополнительной литературы: отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная литература; научно-популярная и научно-техническая литература; издания по изобразительному искусству, музыке,физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
      Да, литература на традиционных носителях в библиотеках есть, но этот фонд давно уже требует пополнения и обновления.
      Библиотека должна формировать навыки независимого библиотечного пользователя  в соответствии с  новыми федеральными  образовательными стандартами, стать  дидактическим ресурсом образовательного учреждения. Библиотека содействует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Она учит использованию различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Большое значение имеет овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
 Одной из главных задач библиотеки является воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала через приобщение к литературе и чтению в соответствии с требованиями стандартов.  Сюда относятся:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
-воспитание социальной ответственности и компетентности
-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
-воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни;
-воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде -экологическое воспитание;
-воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание.


P.S. Все написанное  - современно, своевременно и верно. Но   как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...